Уже в I веке н.э. христианство получило распространение в языческих Афинах и в Аттике. В 52 г. н.э. апостол Павел провозгласил новое вероучение на Ареопаге. Его немногочисленные последователи, в числе которых были Дионисий Ареопагит, Дамарис и др., организовали в Афинах первую церковь (христианскую общину).

Строились ли в Аттике христианские церкви в течение первых четырех веков, неизвестно. По всей вероятности, верующие отправляли культ в т.н. «эвктериях», которые представляли собой комнаты для молитвы в домах первых христиан. Позднее, согласно распоряжениям христианских императоров Константина Великого (313 г. н.э.), Феодосия I (392 г. н.э.) и Феодосия II (426 г. н.э.), христиане преобразовали в свои церкви древние языческие храмы. Так, в V веке Парфенон стал храмом поначалу Святой Софии, затем Богородицы Афинской, Эрехтейон - церковью Богородицы, а затем - Святой Троицы, Пинакотека в Пропилеях Акрополя - Архангельской церковью, святилище Асклепия и Гигейи у южного склона Акрополя - церковью Святых Бессребреников, храм Гефеста, т.н. «Тесейон», -церковью Святого Георгия, читальный зал Библиотеки Адриана - храмом Богородицы, т.н. Великой Богородицы, Часовая башня Андроника Киррестийского (или храм Эола или «Башня Ветров», как называют ее ныне) стала крещальней базилики, остатки которой находятся под соседней мечетью, Метроон в Полях или Метроон «в Полях» (en Agrois) Деметры (небольшой изящный храм Деметры и Коры) у реки Илисса, стал церковью Богородицы на Скале и т.д.

Вместе с тем, начиная с того же века начали строить чисто христианские церкви, зачастую на фундаментах древних храмов. Эти церкви называли базиликами, поскольку они были построены, сохраняя планировку и стиль античных зданий, которые тоже называли базиликами. Укажем наиболее важные из них:
- Базилика на территории театра Диониса к юго-западу от Акрополя.
- Базилика на Римской агоре под мечетью Фетхие-дзами.
- Базилика епископа Клементия на улице Цакалов, близ церкви Святого Дионисия Ареопагита.
- Базилика на улице Филофеис, близ Митрополичьих Палат.
- Базилика у северной стороны храма Зевса Олимпийского.
- Базилика Илисса, близ Национального Бассейна, где находилась крипта епископа Афинского Леонида.
- Базилика Глифады, у моря, близ ночного центра "Астерия".
- Базилика Алимунта, между Каламаки и Трахонес.
- Базилика Кесариани, на кладбище византийского монастыря, сооруженная на фундаменте древнего храма Артемиды.
- Дафнийская базилика на территории монастыря, по всей вероятности, на фундаменте храма Аполлона.
- Базилика Святого Захария в Элевсине на территории древнего храма Аполлона.
- Базилика Богородицы на акрополе Эгосфен в Порто-Гермено.
- Базилика Дагласа или Святого Эмилиана близ Маркопуло.
- Бравронская базилика, близ древнего Браврона.
- Базилики в Пеании (Лиопеси), в Короли, у Олимпа Лаврийского и др.

Повсюду на территории Аттики в ранневизантийский период, т.е. до конца VI века, стояли такие церкви-базилики. Довольно сложно определить, сколько монастырей существовало в указанный период. По всей вероятности, церкви Святого Георгия («Тесейон»), Кесариани и Дафни были монастырями. Сведений об Афинах и Аттике трех последующих веков (VII-IX века) крайне мало. Мы до сих пор ничего не знаем о монастырях и произведениях искусства этого времени. Несколько скальных углублений, вырубленных аскетами-отшельниками, в пещере Довели на Пентеликоне можно датировать VII веком. Поэтому указанный период (VII-IX века) для Афин и Аттики можно назвать «темными веками».

Ситуация меняется с конца IX века. Тогда же улучшается и общее положение Византийской империи под властью Македонской династии, которая правила в Константинополе в 867-1056 годах. В IX веке восстанавливают старые церкви и строят новые. Упомянем церкви Святого Иоанна Манкита (871 г.), Сретения, Святого Филиппа и др.

В X веке были построены женский монастырь на территории нынешнего Монастираки, церковь Дионисия Ареопагита у скалы Ареопага, Архангельская церковь на развалинах базилики Кесариани и др.

Однако широкомасштабное строительство церквей и монастырей имело место в последующие века, особенно в ΧΙ-ΧΙΙ веках - во время, которое вполне справедливо называют «золотым веком» византийского искусства в Афинах и Аттике. В этот период в Афинах и их окрестностях было построено более 40 известных церквей и монастырей. Упомянем важнейшие из них:
1. Церковь Святых Апостолов на территории Афинской агоры, одна из самых ранних церквей (1000-1025 гг.), построенная поверх развалин нимфея II в. н.э.
2. Церковь Святых Феодоров на площади Клавфмонос, построенная Николаем Каломаном, состоявшим в чине спафаро-кандидата (ок. 1065 г.).
3. Спасская церковь Ликодима на улице Филэллинон, построенная протоктитором Стефаном из семьи Ликов (ок. 1045 г.) и бывшая главной церковью монастыря. С 1852 года это Русская церквовь.
4. Капникарея на улице Эрму, которую называют также церковь Василопулы (Царевны) и Принца (третья четверть XI века).
5. Церковь Горгоипикоос (Быстровнемлющей богородицы) или Малый Собор или церковь Святого Элевферия, у южной стороны Афинского Собора. Декор церкви составлен из фрагментов античной и византийской скульптуры.
6. Церковь Святого Иоанна богослова на скале Акрополя (ΧΙ-ΧΙΙ вв.).
7. Церковь Святых Асоматов у Тесейона (XI в.).
8. Архангельская церковь на Римской агоре. В настоящее время известна под названием Григоруса (ΧΙ-ΧΙΙ вв.).
9. Церковь Святых Бессребреников в Псири (XI в.).
10. Церковь Святого Николая Ранкавы, к северо-востоку от Акрополя (ΧΙ-ΧΙΙ вв.).
11. Спасская церковь Коттаки на улице Кидафинеон (Х1-Х11вв.).
12. Церковь Святой Екатерины близ памятника Лисикрата (ΧΙ-ΧΙΙ вв.).
13. Архангельская церковь монастыря Петраки близ больницы "Эвангелизмос" (ΧΙ-ΧΙΙ вв.).
14. Монастырь Всех Святых Исповедальников на улице Цоха (ΧΙΙ-ΧΙΙΙ вв.).
15. Преображенская церковь к северу от Акрополя (XIV в.)·
16. Монастырь Кесариани - один из самых значительных и богатых монастырей Гиметта (XI в.),
17. Корейский монастырь на Гиметте (XIII-XIV вв.).
18. Архангельский монастырь Астери на Гиметте, где, по всей вероятности, ок. 920 года в течение непродолжительного времени жил аскетом Блаженный Лука.
19. Монастырь Святого Иоанна Богослова в предгорьях Гимет-та (XIII-XIV вв.).
20. Монастырь Иоанна Охотника Философов на Гиметте (XII в.).
21. Монастырь Дау на Пентеликоне, основанный в указанный период и реконструированный в XVI веке.
22. Две церкви-пустыни - Святого Николая и Святого Спиридона в пещере Девели на Пентеликоне (XII-XIII вв.).
23. «Прекрасная» церковь Святого Георгия близ Перисса (XI в.).
24. Монастырь Ущелий в предгорьях Парнефа (XIV-XV вв.).
25. Дафнийский монастырь у древней Священной Дороги и др. Эти церкви содержат лучшие образцы византийской скульптуры и живописи.

Не возникает сомнения, что самым значительным памятником в Аттике эпохи великого расцвета византийского искусства (ΧΙ-ΧΙΙ вв) является Дафнийский монастырь.

Комплекс строений монастыря находится между горами, известными в античности под названиями Пекил, Коридалл и Эгалей (илл. 5). Место это находится примерно посредине Священной Дороги, по которой двигались праздничные процессии из Афин в Элевсин для участия в Элевсинских мистериях. На этом же месте находилось святилище Аполлона Дафнийского. Таким образом, когда по приказу императоров были запрещены древние языческие культы, о чем упоминалось выше, христиане получили эту территорию и в первой половине V века построили из остатков древних сооружений церковь-базилику, чтобы приобщить к Христовой вере паломников, которые все еще продолжали ходить в Элевсин (илл. 1). Поскольку это место имело важное стратегическое значение, находясь на подступах к Афинам, его укрепили, возведя крепостную стену.

Позднее, в годы правления византийского императора Юстиниана I (527-565 гг.) эта стена была реконструирована и расширена, как и все крепостные сооружения в бескрайней империи. Крепостная стена охватывала обширную квадратную площадь (97 X 97 м), имела высоту 8 м, располагала круговой галереей, зубцами и квадратными башнями. Значительная часть этой стены сохранилась до сих пор на северной стороне у дороги (илл. 5). На внутренней стороне крепостной стены располагались двухэтажные кельи с портиком, открытым к трапезным, гостевым покоям, госпиталю и т.п. Монастырь был хорошо организован и очень богат. Относительно его названия существует целый ряд толкований. Его связывают либо с Аполлоном Дафнийским, либо с Дафнийским монастырем в Константинополе, либо с царевной Дафной, которая потерпела кораблекрушение в Скараманге, либо с лаврами (daphnai), которые когда-то произрастали здесь во множестве.

В «темные века» (VII-IX вв., см. выше) о Дафни нет никаких сведений. Монастырь был покинут и пришел в запустение. В XI-XII веках, как было сказано, в Афинах и Аттике отмечается интенсивная строительная деятельность. В частности, приезд императора Василия II, который посетил Афины после побед, одержанных над болгарами, и совершил поклонение в храме Богородицы Афинской на Акрополе, явился причиной строительства целого ряда прекрасных и роскошных церквей. В 1100 году некий неизвестный влиятельный христианин прибыл в Дафни, очистил развалины старинной базилики и построил новый храм, который украсил замечательными мозаиками и многоцветным мрамором. Новая церковь была построена в октагональном стиле (илл. 1, 2, 4, 7). Основной характерной чертой этого стиля является огромный купол, почти целиком покрывающий длину и ширину внутренней части здания. Купол опирается на восьмиугольник, образованный вверху четырьмя арками и 4 полунишами в углах. Несмотря на большие размеры (диаметр - 8 м), купол, высота вершины которого достигает 16,40 м, кажется легким, благодаря 16 окнам на тимпане. В восточной части находится алтарная часть (илл. 2), посредине - Святая Трапеза, в северной части - професис, в южной - диаконикон. Эти три помещения отделены от прочего храма мраморным иконостасом. Основание иконостаса сохранилась на месте. Посреди алтарной части оказалась мраморная плита, на которой стояла Святая Трапеза (Алтарь). Небольшое углубление -энкений.

Первоначально пол церкви состоял из небольших разноцветных кусочков мрамора, образовывавших геометрические фигуры. Существующий в настоящее время пол создан в 1955 году. На западе находится внутренний нартекс | узкое продолговатое помещение, занимающее всю ширину здания и посредством трех арочных переходов сообщающееся с центральным помещением. Не прошло и 30 лет после постройки церкви, когда к ней к западу от внутреннего нартекса пристроили наружный нартекс. Наружный нартекс имел 2 арочных прохода на южной стороне (сохранились до настоящего времени), 7 на западной и 1 на северной. Арки опирались на прекрасные ионийские колонны, из которых сохранилась только южная, тогда как другие увез в Лондон лорд Элгин. Наружный нартекс имел также верхний этаж, где располагалась библиотека или проживал настоятель. В XIII или XIV веке, когда церковь подверглась частичным разрушениям, владевшие тогда монастырем католические монахи-цистерианцы ликвидировали верхний этаж, соорудив там крепостные зубцы, α арки нижнего этажа преобразовали в готические своды.

Рассматривая Дафнийскую церковь издали, нетрудно заметить, что она очень изящна, архитектура ее обладает абсолютной симметрией и разумным расположением всех своих составных частей и особенно крыш. Особое впечатление производит кладка стен. Снаружи стены построены по кирпично-круговой системе, при которой каждый тщательно отесанный по углам камень поро-лита окружен кирпичами, по 1 с каждой из 4 сторон. В длинных боковых стенах были сделаны 5 больших трехпроемных окон и 1 стрельчатая дверь, три полушестиугольные абсиды алтарной части и 8 однопроемных, двупроемных_и трехпроемных окон - на восточной стороне, а зубчатые одинарные и двойные линии под черепицей и вокруг окон устраняют монотонность стен, сообщая им пластичность и легкость.